СВЯТАЯ КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА
19 января – один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют ВЕЛИКИМ ВОДООСВЯЩЕНИЕМ. Вода, освящённая 18 и 19 января, именуется крещенской, Богоявленской или великой агиасмой (святыней) и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. К ней христиане с древних времен имеют великое благоговение. Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение – накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе – в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18 и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма.
Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января – вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби – Иордани.
Крещенская святая вода обладает большой целительной силой, но действие её зависит от веры человека. Святую воду употребляют в небольшом количестве утром, с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» для освящения души и тела. В случае болезни можно принимать крещенскую воду по мере необходимости — при сильном действии какой-либо страсти, а также в болезни и скорби. Крещенская вода может храниться в течение года. Она не портится, поэтому в холодильник её ставить не надо. Хранить святую воду следует в красном углу возле икон. О чудесных свойствах крещенской воды говорит Иоанн Златоуст в конце IV века. «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников», — учит святитель.
Святой водой освящают храмы и все предметы, употребляемые при богослужении. Ею окропляют нас при крестных ходах и молебнах. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — поэтому, окропляя святой водой жилище и всякую вещь, мы освящаем их. Как говорится в молитве, на освящении всякой вещи, которую можем найти в молитвословах: «… яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем».
В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся», в переводе это звучит так: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся». Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды – и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога. Святая вода не принесет нам никакой пользы, если мы будем жизнь свою проводить вдали от Бога. Если мы хотим почувствовать Бога в нашей жизни, ощутить Его помощь, Его участие в наших делах, мы должны не только по названию, а по сути становиться христианами.
Настоятель Свято-Николаевского храма
протоиерей Алексей Попов
Александровское благочиние