Подождите пожалуйста
Проповедь недели

Три Спаса. Их история  и значение

О праздниках Всемилостивому Спасу рассказывает настоятель Свято-Лаврентьевского храма г. Лиман  протоиерей Сергий Фоменко.

Первый Спас – на воде стоят

Эти праздники в народе называют по-разному. Первый из них, который был 14 августа, связан с событиями далёкой давности. В Византии в это время из-за сильной жары начинались такие болезни, как холера, чума, уносившие много человеческих жизней. Медицина тогда ещё не могла справиться с этими заболеваниями. Люди стали обращаться за помощью к Богу. И господь, как всегда, пришёл на помощь. Во всех храмах в те времена в кресты были вложены частички Древа Креста Господня, на котором был распят Иисус Христос. 1 августа (по ст. стилю) начинались совершаться молебны и освящение воды во всех храмах. Затем совершались крестные ходы по всем городам и сёлам. Во время этих крестных ходов окроплялись святой водой улицы, дома и площади населённых пунктов. Эту освящённую воду пили. И болезни отступили. Праздник этот так и называется: Происхождение (изнесение) Древ Креста Господня.

Этот праздник в народе получил название Спаса. Объяснение этому очень простое. По улицам носили крест. А на кресте кто был распят? Спаситель человечества. Вот этот праздник коротко и назвали: Спас.

В этот праздник освящают мёд.Традиция освящения мёда появилась на Руси. Мёд качали не так, как сейчас, и в мае, и в августе, а один раз в год – перед августом. А 1 августа (по ст. стилю) его освящали. Его можно освящать и на праздник Преображения.

Второй Спас – яблоки едят

19 августа (6 по ст. стилю) Церковь будет отмечать не менее любимый народом праздник – Преображение. В этот день Иисус Христос взошёл вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на «гору высокую», чтобы помолиться. И вдруг (об этом пишут 3 евангелиста: Матфей, Марк и Лука): «… преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с ним беседующие». Души апостолов охватила радость. Ведь такого ясного и очевидного подтверждения Божественности Учителя никто из них не ожидал. Но апостолов в этот день ожидало ещё одно более сильное потрясение. Вдруг на них сошло и покрыло светлое облако, из которого раздался голос Бога-отца: «Это сын мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». После этого облако рассеялось, и ученики увидели Христа одного в прежнем виде.

Как видите, праздник Преображения на горе Фаворе имеет давнюю историю и глубокий смысл. Евангелисты рассказали всему миру о таинственном преображении, явлении Божественного величия и славы Господа нашего Иисуса Христа. По словам Иоанна Златоуста, преображение произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё присутствие на облаках во славе с ангелами».

Во время службы в праздник служители надевают белые одежды – как символ того, Фаворского небесного сияния.

Третий Спас – на зелёных горах холсты подают

Сразу же после празднества Успения Божией Матери, на следующий день, 29 августа – церковь вспоминает перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господня. Предание гласит, что сам Спаситель дал нам своё изображение. Умывшись, Он отёр Пречистый Лик Свой полотенцем и передал это полотенце (убрус) для больного проказой князя Авгаря, который правил тогда в сирийском городе Едессе. На убрусе отпечатался Лик Спасителя. Когда больной помолился перед этим Нерукотворным Образом, то исцелился от тяжкой болезни. Уверовавший в Господа Авгарь и все жители Едессы были крещены апостолом от 70-ти Фаддеем, который проповедал там Евангелие. Много лет Нерукотворный образ хранился в этом городе. Однажды он спас жителей Едессы от грозного неприятеля. А несколько веков спустя император Константин пожелал перенести Нерукотворный Образ Спасителя в столицу православия. 29 августа (16 по ст. стилю) он был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. Образ Нерукотворного Спаса – один из самых распространённых в православии. Так же, как язычник Авгарь, мы должны с великой верой прибегать к помощи Божией во всех наших жизненных ситуациях и не забывать жить по заповедям нашего Спасителя.

В народе же этот праздник называют по-разному. В память об отпечатке Лика Иисуса Христа на полотенце – Спас на холсте или холщовый. А ещё – ореховый. К этому времени поспевают лесные орехи, их собирают, а 29 августа несут освящать в церковь.

Как бы народ не называл эти праздники, нужно помнить, что в основе их – личность Господа и Спасителя нашего, память о Нём. Проводить эти дни необходимо благоговейно и достойно человека, созданного по образу и подобию Божию.

Записала Виктория Коломацкая

 

Яркие события прошлого года