Подождите пожалуйста
Проповедь недели

 «Там Христос у колодца!»

Христос Воскресе!

Пятая неделя по Пасхе называется Неделя о самаряныне. В эту неделю читается Евангелие от апостола Иоанна Богослова, где говорится о беседе Христа Спасителя с некоей женою-самарянкой. Вслушиваясь в слова евангельские, мы износим из этих слов назидание для своих бессмертных душ и укрепляемся в любви ко Христу Спасителю как истинному Пастырю, Который ищет заблудшую овцу, оставляя дома девяносто девять, чтобы найти и приобрести её к вечности, Царству Небесному.

«Если бы ты знала, Кто с тобой говорит, то ты бы сама просила у Него воды»

Так Он обращается и к жене-самаряныне. И обращается просто, прося воды напиться. Но это было немыслимое дело, потому что иудеи с самарянами не общались. И пить из сосуда самарянского гнушались и брезговали евреи, а тем более беседовать, общаться с ними считалось грехом, осквернением. Поэтому самарянка и удивилась: «Как это ты, еврей, просишь у меня воды напиться? Ведь мне кажется, что нет общения между иудеями и самарянами?»

И Господь говорит: «Если бы ты знала, Кто с тобой говорит, то ты бы сама просила у Него воды». И она, мысля ещё по-человечески, говорила: «Какой воды я могу просить у Тебя, Ты не имеешь даже чем набрать эту воду из колодезя. Неужели Ты больше, чем наш отец-Иаков, который нам эту воду дал?» И Господь говорит ей о Его воде живой, пия которую человек не вжаждется вовеки, тогда как после простой воды он снова захочет пить.

Тогда поняла жена-самарянка, что с ней говорит не обычный человек, поэтому и стала говорить с Ним о тайнах вероучительных: где подобает поклоняться Богу ― то ли на горе Гаризим, как говорили учители Самарии, то ли в Иерусалиме в храме.

«Жене-грешнице, самарянке Он открывает высочайшую Истину о Себе! Почему?»

И Господь рассказывает ей о правильности веры Ветхозаветной, направляя ум её к познанию несовершенства и ложности веры самарийской. Но в то же время говорит, что скоро придёт время, когда на каждом месте поклонятся Богу в Духе и Истине. И уже самарянка беседует с Ним о Мессии. Но прежде чем говорить о пришествии Мессии, Спасителя в мир, желая слушать от Него глаголы спасительные, она слышит из уст Христовых слова: «Пойди и пригласи сюда своего мужа». И она, желая скрыть свой грех, стыдясь своего греха, говорит: «Я не имею мужа».

Тогда Господь показывает, что Он сердцеведец, что знает её помышления, внутренние и сердечные, и, обличая её жизнь во грехе, говорит: «Правильно ты сказала, пять ты имела мужей. И этот, которого ты имеешь теперь, тебе не муж».

И Он открывается ей. Поразительно, братья и сестры, не правоверным евреям, не книжникам, не фарисеям, не священникам храма иерусалимского ― жене-грешнице, самарянке Он открывает высочайшую Истину о Себе! Почему? Да всё потому, что, как Пастырь, хочет спасения её бессмертной души. Он девяносто девять овец Своих оставил, апостолам так прямо ещё не говорил, а тут жене самарийской говорит: «Я ― Мессия». И она с Ним беседует, она Его видит! И слово Христово, разительное слово, исполненное силы Божественной, оно соделало великую перемену в душе простой жены-грешницы.

«Господь не презрел её: видя добрую искорку в её сердце, Он исцеляет её душу»

Это слово Божественное исцеляет душу самарянки. Простой женщины, хлопочущей о хозяйственных нуждах, женщины, которая, не имея благодати Божией и помощи благодатной от Бога, жила, во грехе прозябая. Господь не презрел её: видя добрую искорку в её сердце, Он исцеляет её душу. И мы видим разительную перемену в этой женщине. Она бросила свой водонос, она забыла о своих нуждах хозяйственных, она пошла в город и, не боясь, что над ней посмеются или будут её гнать, ходила по улицам и говорила: «Там Христос у колодца! Идите, слушайте Его, Он имеет глаголы жизни вечной!»

И уже её слово, исполненное благодатной силы Христовой, которую восприняла она от беседы со Христом, и душа её, которая потрясена была благодатью присутствующей, были разительными для всех.

  Простую женщину послушали все горожане, и множество мужей и жен самарийских вышли из города к колодцу Иакова и слушали слово Христово. И Господь учил самарян жизни в Боге, учил их правде Царства Небесного ― да так, что самаряне просили Его остаться.

Проповедь митрополита Святогорского Арсения,

сказанная им в Неделю о самаряныне 17 мая 2009 г.

 

Яркие события прошлого года