Подождите пожалуйста
Проповедь недели

Мариино стояние

Мариино стояние – так называется в народе утреня, совершаемая в четверг пятой недели Великого Поста. Во время этого богослужения читается Великий канон св. Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской.

Удивительная святая – преподобная Мария Египетская, она единственная удостоилась семидневного поминания накануне Пасхи, ее житие читается в полном объеме одновременно во всех православных храмах.

Эта святая каждого из нас делает свидетелем явного чуда. И теперь, те, кто знаком с житием преподобной Марии Египетской – может твердо утверждать, что он видел настоящее чудо своими глазами. Хождение по водам? Жизнь в пустыне без еды и одежды в течении 47 лет? Парение в воздухе? Знание Священного Писания не имея возможности прочитать его хотя бы один раз? … Да. Все эти и другие чудеса описаны в житии преподобной Марии, но свидетелем этих чудес был старец Зосима, скажите вы.

Какое же чудо мы видим явно своими глазами? Это чудо очень ёмко сформулировал священномученник Серафим (Чичагов) «…по прошествии 47 лет старец-инок Зосима однажды встретил её в пустыне ночью, эту — из великих грешниц — великую праведницу…» Вот оно чудо! Великая грешница стала великой праведницей! Пагубного прошлого просто нет, оно совершенно изглажено! Есть величайшая святая, которая вошла в Рай вместе с девами.

Почувствовали масштаб? Кто не почувствовал, вспомните, как тяжело «начать новую жизнь с понедельника». Наверное, каждый, пытался  что-то реально изменить в своей жизни подобным образом и знает как это трудно. При этом речь идет о какой-то «пустяковой» дурной привычке! А тут такое чудо — такое глобальное духовное изменение, такое врачующее покаяние, которое человеку явно самостоятельно совершить не под силу.

Как это было…

…Иерусалим готовился к празднику Воздвижения Креста Господня. Множество паломников стремились приложиться к величайшей святыне —Кресту Спасителя. И в этой пестроте обращала на себя внимание одна египтянка. Смуглая, гибкая, с быстрым взглядом и порывистыми движениями, она не походила на христианок. Во всём её облике чувствовалась горделивость. Она явно знала цену своей замечательной красоте.

Когда отворились ворота храма, египтянка из любопытства решила идти со всеми. После многих усилий она приблизилась к дверям храмового притвора. Со всех сторон от неё народ свободно проникал внутрь, она же оставалась на том же месте и не могла войти, отбрасываемая невидимой силой. Так продолжалось долгое время. Египтянка приуныла. Наконец, обессилев совершенно, она вдруг ясно поняла, что всё произошедшее с ней не случайно: её не допускает Сам Господь. Чувство это было явным и таким острым, что от ужаса в ней заговорила совесть; будто вспышка озарила всю её жизнь.

Подростком, едва сформировавшейся девушкой, она сбежала от родителей.  Она стала  хозяйкой свободы и счастья. Все эти годы её, как бич, гнала постыдная страсть.

И в Иерусалим её привело отнюдь не желание поклониться святым местам, её привлекла возможность повеселиться там, где было множество молодых людей.

И только в эту минуту, в притворе, она впервые ужаснулась себе от того, что поняла: Бог её видит. В этот момент взгляд её упал на икону Божией Матери.

Как противоположность ей самой — с образа сияла кроткая, одухотворённая красота. Взгляд Девы Марии, подал робкую надежду. И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, не гнушается ею… Она просила только об одном — не отвергать её до конца, и если возможно, просить для неё прощения у Бога, помочь ей подняться, дать ещё время для искупления прошлой осквернённой жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребёнка, так распознаёт Богоматерь движения христианской души.  И вот, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе. В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена, что на этом самом месте Господь понёс все её грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда…

Её пример для нас указывает условия спасения — искреннее сердечное покаяние, упование на помощь Господа и Богоматери и твёрдое решение положить предел греховной жизни. У икон Преподобной Марии Египетской обычно множество свечей. Сколько слабых, отверженных, презираемых человеческих душ обретает у её образа ясное понимание того, что Богу ненавистен только грех, и любой человек, отвратившийся от зла, становится дорогим Его чадом, о котором «на Небе больше радости», чем о не имеющем нужды в покаянии. Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство и подобие Своему Создателю, а с ними мир и спасение.

Священник Виталий Ворона, настоятель храма

Почаевской иконы Божией Матери, г. Краматорск

 

Яркие события прошлого года