Подождите пожалуйста
Проповедь недели

Вселенская родительская суббота – 2 марта

«Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий / и полезное всем подающий, / Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, / ибо на Тебя они надежду возложили, / Творца, и Промыслителя, и Бога нашего».
В определенные дни года Православная Церковь творит поминовение всех усопших отцов, братьев и сестер по вере. Совершаемые при этом заупокойные богослужения, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной неделе, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.
Почему богослужение вселенской родительской субботы совершается за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено Евангельскому событию о Страшном суде: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, но к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется покаянное настроение начала Великого поста.
История установления Вселенской родительской субботы
Установление мясопустной родительской субботы восходит в апостольский период, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании заупокойных богослужебных текстов. По учению Церкви, молитвенное поминовение усопших христиан в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам, братьям и сестрам нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живём. Ибо спасение возможно только в Церкви (кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец) — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой. Во время заупокойного богослужения в этот день христиане просят Праведного Судью Иисуса Христа явить всем усопшим христианам Свою милость и оставление их грехов в «день нелицеприятного воздаяния». Посвящая воскресный день напоминанию о Страшном Суде, Церковь установила ходатайствовать не только за живых своих членов, но и «за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их».Смысл Вселенской родительской субботы.
Почему «родительская»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир, а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим. По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для изменения трудами родственников.
Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16). Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших. Мертвые же мертвы телом, но живы душой, а значит, есть у них надежда на милость Божью. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.
Приготовление кутии на Вселенскую родительскую субботу
Кутия, иначе – коливо (т. е. вареная пшеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении чинапанихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы при воскресении из мертвых силою Богавосстать для сладостной как мёд, Жизни вечной.
Человек как неповторимая личность не исчезает бесследно. Тело стареет, а человек себя внутри ощущает таким же, как был в юности. Почему? Потому что душа не изменяется, а вся наша внутренняя жизнь — это свойства души. Мы думаем душой, наши чувства и эмоции — это проявление души. Душа — это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы, что не мозг болит, не сердечная мышца — а болит душа. Душа пользуется телом — как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась — мы уже не слышим музыки, но это еще не значит, что умер сам музыкант.
Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход из одной формы бытия в другую. По исходе своем из тела душа попадает в новые условия жизни. Она по своей воле не может уже изменить своего состояния, как это было при жизни на земле. И здесь важнейшее значение приобретает духовная связь умершего человека с Церковью и потому со стороны живых ее членов необходима молитва об усопших.
Вопрос о будущей загробной жизни вольно или невольно заставляет задуматься каждого разумного человека. С ним рано или поздно сталкивается и религиозный человек, и человек равнодушный к религии. Нельзя убежать от размышления о том, что с нами будет после смерти.Отношение к смерти меняет очень много в современной жизни людей. Как писал наш современник — Архиепископ Иоанн Шанхайский: «Оглушенные суетой люди уже не способны думать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины». Отрицание будущей загробной жизни совершенно обессмысливает земную жизнь — нас не было — и нас не будет, жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия.
Смерть — это предел земной жизни, в течение которой человек может ещё исправиться.Поэтому поминая наших ближних, вспомним и о своей душе, чтобы достойно проводить время земного странствования и дорожить временем, которое Господь отпустил нам.
Со святыми упокой, Христе, / души рабов Твоих, / там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, / но жизнь бесконечная.

Протоиерей Николай Мельничук,
благочинный Дружковского округа,
настоятель Свято-Николаевского храма

Яркие события прошлого года