Подождите пожалуйста
Проповедь недели

Великопостное поминание усопших

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего,

идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание,

но жизнь бесконечная.

В определенные дни года Православная Церковь творит поминовение всех усопших отцов, братьев и сестер по вере. Совершаемые при этом заупокойные богослужения, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами.

Установлены такие дни во вторую, третью и четвёртую субботы седмиц святой Четыредесятницы (Великого поста).  В Великопостные дни – подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только  с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни  молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц  назначены Церковью для поминовения усопших ещё и по той причине, что в седмичные дни Великого поста  не совершаются поминовения их (заупокойные ектении, литии, панихиды, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены  указанные субботы. Во все эти родительские субботы служба совершается по особому уставу, помещенному в Триоди постной.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне, вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16). Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших. Мертвые же мертвы телом, но живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души.  Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.

Приготовление кутии на поминальную субботу.

Кутия, иначе – коливо (т. е. вареная пшеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни. Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни.

Итак, прежде наступления страшного часа будем помогать друг другу и приносить жертвы братолюбия милосердующему о душах Богу. Человеколюбивый Господь благоволит исполнять наши прошения, относящиеся ко спасению, и особенно преклоняется не тогда, когда кто-либо подвизается ради только спасения своей собственной души, но, когда делает сие и ради ближнего.

Дорогие братья и сестры, будем выражать свою любовь к усопшим родственникам молитвой к Богу, милостыней к ближним и своей благочестивой жизнью по вере, чтобы Господь упокоил их там, где нет болезни, печали и воздыхание, а где жизнь бесконечная — Царство Небесное. Аминь.

Благочинный Дружковского округа настоятель Свято-Николаевского и Святого муч. Иоанна Воина храмов протоиерей Николай Мельничук

 

Яркие события прошлого года